Энциклопедия здоровья МОСЛОР

Акустико-мнестическая афазия

Акустико-мнестическая афазия представляет собой одну из форм приобретенных речевых нарушений, которая возникает вследствие локального поражения головного мозга. Ее ключевым проявлением является первичный дефицит слухоречевой памяти – способности запоминать и удерживать в памяти последовательность услышанных слов, а также трудности с актуализацией (поиском и извлечением из памяти) звуковых образов слов, необходимых для построения собственной речи. Данный тип афазии связан с поражением определенных отделов височной доли доминантного полушария головного мозга, участвующих в процессах слухоречевого запоминания и хранения вербальной информации. Акустико-мнестическая афазия может проявляться как изолированное расстройство, но чаще встречается в сочетании с другими формами афазий, возникая, например, в остром периоде инсульта.

Содержание

Общие сведения об акустико-мнестической афазии

Афазия – это расстройство речи, возникающее после того, как она уже была сформирована, и обусловленное локальным повреждением головного мозга. Акустико-мнестическая афазия относится к "задним" формам афатических расстройств, связанных с нарушением работы височных отделов коры. Этот термин активно использовался в отечественной нейропсихологии, в частности, профессором А.Р. Лурией, для описания нарушений речи, обусловленных дефицитом слухоречевой памяти.

В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, при которой нарушается первичное распознавание звуков речи, при акустико-мнестической форме сам фонематический слух и понимание отдельных слов могут быть относительно сохранными. Основная проблема заключается в удержании в памяти последовательности слов в предложении, что затрудняет понимание длинных или сложных фраз, а также в сложностях с поиском нужных слов из своего словарного запаса.

Акустико-мнестическая афазия часто не столь выражена, как другие формы афазий, и может быть недооценена или ошибочно принята за общие нарушения памяти или внимания, особенно в остром периоде поражения мозга.

Причины развития

Непосредственной причиной акустико-мнестической афазии является локальное повреждение головного мозга, затрагивающее структуры, ответственные за слухоречевую память. Эти структуры расположены в височной доле доминантного полушария, включая задние и нижние отделы височной коры.

К состояниям, которые могут вызвать такое повреждение, относятся:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты): Наиболее частая причина. Ишемические или геморрагические инсульты в бассейне средней мозговой артерии, поражающие височную долю доминантного полушария, могут приводить к развитию акустико-мнестической афазии.
  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ): Тяжелые травмы с контузией или повреждением височных долей.
  • Опухоли головного мозга: Новообразования в височной доле, сдавливающие или разрушающие структуры, отвечающие за слухоречевую память.
  • Нейроинфекции: Воспалительные процессы в головном мозге (энцефалиты) с поражением височных долей.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: В редких случаях при прогрессирующих атрофических процессах, затрагивающих височные доли.

Локализация поражения в височной доле, в частности, в области, связанной с формированием и удержанием слуховых следов речи, является ключевым фактором в возникновении акустико-мнестической афазии.

Механизм возникновения

Патогенез акустико-мнестической афазии связан с нарушением работы нейронных сетей в височной доле, отвечающих за процессы слухоречевого запоминания и воспроизведения слов из памяти. В норме информация, воспринятая на слух, должна быть удержана в кратковременной слухоречевой памяти в течение определенного времени для ее последующей обработки и понимания смысла сказанного. Также из долговременной памяти должен осуществляться эффективный поиск и извлечение нужных слов для построения своей речи.

При поражении соответствующих структур нарушается способность к удержанию слухового следа – пациент "забывает" начало длинной фразы к тому моменту, когда дослушивает ее до конца, что затрудняет понимание сложных предложений или последовательности инструкций. Также нарушается процесс поиска слова по его значению, особенно для абстрактных понятий или слов, которые используются реже.

При этом само фонематическое восприятие (различение звуков) и знание значений слов (семантика) могут быть сохранными. Основная проблема – это дефицит доступа к фонетическому облику слова в памяти и трудности его удержания.

Эти нарушения вторично влияют на связность собственной речи (из-за поисков слов) и на выполнение заданий, требующих удержания в памяти речевой инструкции (чтение, письмо под диктовку, счет).

Симптомы и проявления

Ведущим симптомом акустико-мнестической афазии являются нарушения слухоречевой памяти и связанные с этим трудности в речи.

Основные симптомы и признаки:

  • Нарушение слухоречевой памяти: Главное проявление. Пациент испытывает трудности с запоминанием и повторением последовательности слов, особенно если их больше 2-3. Ему сложно удержать в памяти длинные предложения или многоэтапные инструкции, что затрудняет их понимание.
  • Трудности в понимании длинных и сложных фраз: Связаны с дефицитом удержания слухового следа. К концу фразы пациент забывает ее начало.
  • Нарушение актуализации слов (аномия): Трудности с подбором нужного слова в процессе собственной речи, особенно для абстрактных понятий или редко используемых слов. Это приводит к паузам в речи, заменам одного слова другим по смыслу или ситуации (смысловые замены), использованию описательных оборотов вместо нужного слова (перифразии).
  • Сохранность фонематического слуха и понимания отдельных слов: Отсутствуют выраженные трудности с различением звуков и пониманием значения отдельных слов, если они предъявляются вне контекста или в простых коротких фразах.
  • Собственная речь: Может быть плавной и интонационно оформленной, но прерывается паузами, связанными с поиском слов. В тяжелых случаях может выглядеть как "телеграфный стиль" из-за пропуска слов или использования неправильных грамматических конструкций.
  • Нарушение повторения: Трудности с точным повторением услышанного, особенно длинных словесных рядов.
  • Нарушение чтения и письма: Могут быть вторичными, проявляясь трудностями в удержании в памяти прочитанной или диктуемой информации.

Тяжесть симптомов может быть различной. В легких случаях афазия может проявляться только при речевой нагрузке или утомлении. В более выраженных случаях трудности с поиском слов и пониманием длинных фраз становятся очевидными в повседневном общении.

Диагностика акустико-мнестической афазии

Диагностика акустико-мнестической афазии проводится комплексным путем и включает оценку неврологического статуса, детальное нейропсихологическое и логопедическое обследование, а также методы нейровизуализации.

Основные этапы диагностики:

  • Неврологический осмотр: Врач-невролог оценивает общее состояние пациента, наличие других очаговых неврологических симптомов.
  • Нейропсихологическое и логопедическое обследование: Проводится специалистом (нейропсихологом или логопедом-афазиологом). Используются специфические тесты для оценки:
    • Состояния слухоречевой памяти (повторение рядов слов и цифр разной длины, запоминание и воспроизведение фраз и коротких текстов).
    • Понимания устной речи, особенно длинных и сложных предложений.
    • Способности к поиску и называнию слов (тесты называния по картинкам, по описанию, актуализация слов по заданной теме).
    • Состояния фонематического слуха (дифференциация близких по звучанию звуков).
    • Способности к чтению, письму и счету.

    Важно провести дифференциальную диагностику с общими нарушениями памяти, внимания или когнитивным снижением.

  • Нейровизуализация: Для выявления локализации и характера поражения головного мозга:
    • МРТ головного мозга: Позволяет детально визуализировать структуры височной доли, выявить очаги инсульта, опухоли, последствия травм.
    • КТ головного мозга: Также может использоваться для выявления очагов поражения.
  • Исследование мозговой гемодинамики: Может проводиться УЗДГ церебральных сосудов для оценки кровотока, особенно при подозрении на сосудистую причину афазии.
  • Исследование цереброспинальной жидкости (ликвора): При необходимости, например, при подозрении на инфекционный или воспалительный характер поражения мозга, проводится люмбальная пункция с последующим анализом ликвора.

Лечение

Лечение акустико-мнестической афазии является комплексным, длительным и направлено как на устранение причины поражения головного мозга, так и на восстановление нарушенных речевых функций. В лечебном процессе участвуют неврологи, логопеды-афазиологи, нейропсихологи, а также активное участие принимают родственники пациента.

Терапия основного заболевания:

Направлена на лечение патологии, вызвавшей повреждение мозга (например, инсульта, опухоли, инфекции). Адекватное лечение основного заболевания способствует стабилизации состояния и создает условия для восстановления речевых функций.

Речевая реабилитация (логопедические занятия):

Является основным и наиболее эффективным методом коррекции акустико-мнестической афазии. Занятия проводятся индивидуально и направлены на:

  • Тренировку слухоречевой памяти: Упражнения на запоминание и воспроизведение рядов слов, цифр, фраз, коротких текстов. Использование специальных приемов для облегчения запоминания (визуализация, ассоциации, повторение).
  • Развитие понимания длинных речевых структур: Работа с усложняющимися предложениями, текстами, инструкциями. Использование схем, опорных слов.
  • Стимуляция актуализации слов: Упражнения на называние предметов, действий по картинкам, по описанию, по заданной теме. Использование подсказок (семантических, фонетических).
  • Работа над связностью собственной речи: Побуждение к построению более полных и развернутых высказываний.

Важную роль играет поддержка со стороны родственников, которые должны общаться с пациентом четко, медленно, использовать простые фразы и помогать ему выполнять логопедические упражнения в домашних условиях.

Медикаментозная поддержка:

Может использоваться в качестве вспомогательного средства для улучшения общих функций головного мозга. Назначаются препараты, улучшающие мозговое кровообращение и метаболизм (например, ноотропы, нейрометаболиты, сосудистые препараты). Хотя их прямое влияние на афазию дискутируется, они могут способствовать лучшей эффективности реабилитационных мероприятий.

Общая реабилитация:

Включает лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию, психотерапию. Эти методы способствуют общему улучшению состояния пациента, снижению тревоги и депрессии, повышению мотивации к занятиям.

Прогноз и профилактика

Прогноз восстановления речевой функции при акустико-мнестической афазии вариабелен и зависит от многих факторов: причины и объема поражения головного мозга, возраста пациента, тяжести афазии, времени начала и интенсивности реабилитационных мероприятий. Акустико-мнестическая афазия часто рассматривается как менее тяжелая форма по сравнению, например, с акустико-гностической афазией.

Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при небольших очагах поражения, в молодом возрасте, при раннем начале (в первые месяцы после острого состояния, такого как инсульт или травма) и систематическом проведении логопедических занятий. В первые недели и месяцы после острого поражения возможно спонтанное частичное улучшение речевых функций. При обширных повреждениях, в пожилом возрасте или при отсутствии реабилитации афазия может сохраняться длительное время или приводить к стойким остаточным речевым нарушениям.

Специфические меры первичной профилактики акустико-мнестической афазии отсутствуют, поскольку она является следствием других заболеваний головного мозга. Профилактика направлена на снижение риска развития этих заболеваний:

  • Профилактика инсультов: Контроль артериального давления, уровня холестерина и сахара в крови, отказ от курения, поддержание здорового образа жизни.
  • Профилактика черепно-мозговых травм: Соблюдение правил безопасности.
  • Своевременная диагностика и лечение опухолей головного мозга.
  • Профилактика и лечение нейроинфекций.
  • Избегание воздействия онкогенных факторов.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое акустико-мнестическая афазия?

Это нарушение речи, при котором трудно запоминать услышанные слова и находить нужные слова, чтобы сказать что-то.

В чем причина акустико-мнестической афазии?

Она возникает из-за повреждения участков мозга в височной доле, которые отвечают за память на слова. Чаще всего это происходит после инсульта.

Какие основные симптомы?

Трудности с повторением услышанного (особенно длинных фраз), непонимание длинных предложений (забывается начало), трудности с подбором слов во время разговора.

Это проблема с памятью в целом?

Нет, это специфическая проблема с памятью на слова, на слухоречевые ряды. Память на события или лица может быть сохранена.

Как диагностируют акустико-мнестическую афазию?

Диагноз ставится после осмотра неврологом и специального обследования у логопеда или нейропсихолога. Обязательно делают МРТ мозга, чтобы увидеть повреждение.

Как лечат это расстройство?

Лечение включает устранение причины (например, лечение инсульта) и обязательные регулярные занятия с логопедом для тренировки памяти на слова и поиска слов. Могут быть назначены лекарства для улучшения работы мозга.

Сколько времени занимает реабилитация?

Реабилитация – процесс длительный, может занимать месяцы или даже годы. Важны регулярность занятий и поддержка близких.

Как помочь человеку с акустико-мнестической афазией?

Говорить четко, не очень быстро, использовать более короткие предложения. Напоминать слова, которые он забыл. Помогать ему тренироваться дома по рекомендациям логопеда.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в данной статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является медицинским советом. Она не может заменить консультацию, обследование и назначение лечения квалифицированным медицинским специалистом. При появлении любых симптомов заболевания необходимо обратиться к врачу.

Дата публикации: 3.05.25