Алексия (от др.-греч. ἀ- «без» + λέξις «слово, речь»), также известная как "словесная слепота" или "визуальная афазия", представляет собой тяжелое нарушение процесса чтения, при котором человек полностью или частично теряет способность распознавать и понимать письменный текст. Это расстройство не связано с первичными нарушениями зрения или общим снижением интеллекта, а обусловлено локальным поражением определенных областей коры головного мозга, ответственных за зрительное восприятие и анализ письменной речи, а также за связь зрительных образов слов с их значением и звучанием. Алексия может быть приобретенной, то есть возникать у человека, который ранее владел навыком чтения, вследствие травмы или заболевания головного мозга. Также существует врожденная алексия – крайне тяжелая форма дислексии, при которой ребенок не может научиться читать.
Содержание
- Общие сведения об алексии
- Причины возникновения
- Механизм нарушения
- Классификация
- Симптомы и проявления
- Диагностика алексии
- Коррекция
- Прогноз и профилактика
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Отказ от ответственности
Общие сведения об алексии
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который обеспечивается согласованной работой различных зон коры головного мозга, прежде всего, зрительных, слуховых и речевых центров. При алексии нарушается один или несколько этапов этого процесса. Это может быть связано с трудностями в распознавании зрительного образа буквы или слова, нарушением связи между буквой и соответствующим звуком, или нарушением связи между зрительным образом слова и его значением.
Приобретенная алексия часто возникает у взрослых пациентов после перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), черепно-мозговых травм, при опухолях или воспалительных заболеваниях головного мозга, затрагивающих зоны, важные для чтения. В зависимости от локализации поражения и сопутствующих нарушений выделяют различные формы алексии, которые могут проявляться по-разному.
Врожденная алексия является крайним вариантом дислексии – специфического нарушения чтения, которое проявляется на этапе освоения навыка у детей, не имеющих первичных интеллектуальных или сенсорных дефектов.
Причины возникновения
Непосредственной причиной алексии является локальное органическое повреждение коры головного мозга, затрагивающее зоны, участвующие в процессе чтения. У взрослых приобретенная алексия чаще всего возникает вследствие:
- Острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов): Ишемические или геморрагические инсульты в бассейне задней мозговой артерии, кровоснабжающей затылочную и нижнетеменную области, часто являются причиной алексии.
- Черепно-мозговых травм (ЧМТ): Особенно при повреждении затылочных или теменных долей.
- Опухолей головного мозга: Новообразования, растущие в областях, критически важных для чтения, или сдавливающие их.
- Нейроинфекций: Воспалительные заболевания головного мозга (энцефалиты), поражающие соответствующие зоны.
- Нейродегенеративных заболеваний: В редких случаях при прогрессирующих заболеваниях, приводящих к атрофии коры.
Врожденная (развитийная) алексия связана с особенностями формирования структур головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. Эти особенности могут быть обусловлены генетическими факторами или воздействием неблагоприятных факторов в перинатальном периоде.
Механизм нарушения
Патогенез алексии связан с нарушением взаимодействия различных зон коры головного мозга, формирующих единую систему, ответственную за чтение. В зависимости от локализации повреждения, может страдать тот или иной компонент процесса чтения.
Например, при поражении затылочных отделов коры может нарушаться первичное зрительное восприятие письменных знаков. При повреждении угловой извилины (gyrus angularis) – одной из ключевых зон для чтения, расположенной в теменной доле доминантного полушария – может нарушаться связь между зрительным образом слова и его звучанием или значением. Пациент видит буквы и слова, но не может их "озвучить" или понять их смысл.
При поражении височных отделов коры, связанных со слухоречевой памятью и анализом, могут возникать трудности с удержанием в памяти последовательности звуков слова, что мешает его прочтению. Повреждение лобных долей может влиять на планирование и регуляцию процесса чтения.
Таким образом, механизм алексии может заключаться в:
- Нарушении зрительного распознавания букв и слов (визуальная агнозия).
- Нарушении связи между зрительным образом и звуком (фонологическое нарушение).
- Нарушении связи между зрительным образом и значением (семантическое нарушение).
- Нарушении последовательности обработки зрительной информации.
Эти нарушения препятствуют автоматическому и целостному восприятию письменного текста.
Классификация
Существуют различные классификации алексии, основанные на этиологии, механизме нарушения и локализации поражения. С точки зрения механизма и локализации поражения, выделяют несколько основных форм приобретенной алексии:
- Окципитальная (зрительная, или чистая) алексия: Возникает при поражении затылочных отделов коры и/или связей между ними и речевыми зонами. Характеризуется грубым нарушением чтения при относительно сохранной устной речи и письме. Пациент не узнает буквы и слова при зрительном предъявлении.
- Париетальная алексия: Связана с поражением теменных отделов коры (включая угловую извилину). Часто сочетается с аграфией (нарушением письма) и акалькулией (нарушением счета).
- Фронтальная алексия: Связана с поражением лобных отделов коры. Часто сочетается с моторной афазией (нарушением производства речи) и характеризуется трудностями с последовательным побуквенным чтением.
- Таламическая алексия: Возникает при поражении таламуса. Может сочетаться с другими речевыми и когнитивными нарушениями.
Врожденная алексия является одной из самых тяжелых форм дислексии развития.
Симптомы и проявления
Ведущим симптомом алексии является выраженное нарушение способности читать.
Основные симптомы:
- Невозможность или значительные трудности в распознавании букв: Пациент может не узнавать отдельные буквы или путать схожие по написанию.
- Невозможность или значительные трудности в прочтении слов: Даже если буквы узнаются, их сложно или невозможно объединить в единое слово.
- Невозможность понять смысл прочитанного текста: Даже если удается механически "прочитать" отдельные слова, их значение и смысл предложения не улавливаются.
- Трудности с чтением вслух и "про себя".
В зависимости от формы алексии, могут наблюдаться сопутствующие симптомы:
- Аграфия: Нарушение письма (часто встречается при париетальной алексии).
- Афазия: Нарушение устной речи (часто сочетается с алексией).
- Акалькулия: Нарушение счета.
- Нарушения зрительного восприятия: Трудности в распознавании изображений, объектов (визуальная агнозия).
- Нарушения зрительно-пространственных функций: Трудности в ориентации в пространстве, определении левой/правой стороны.
- Нарушения памяти и внимания.
Симптомы алексии существенно ограничивают возможности человека в повседневной жизни, обучении и профессиональной деятельности.
Диагностика алексии
Диагностика алексии проводится комплексным путем и включает обследование неврологом, нейропсихологом и логопедом-афазиологом (или логопедом, работающим с нарушениями чтения). Важно определить не только сам факт нарушения чтения, но и его форму, механизм и причину.
Основные методы диагностики:
- Сбор анамнеза: Выяснение течения жизни, перенесенных заболеваний, травм, наличия трудностей с чтением в прошлом (для приобретенной алексии) или в процессе обучения (для врожденной алексии).
- Неврологический осмотр: Оценка общего неврологического статуса, выявление очаговой неврологической симптоматики, связанной с поражением головного мозга.
- Офтальмологическое обследование: Обязательно проводится для исключения первичных нарушений зрения как причины трудностей с чтением.
- Нейропсихологическое обследование: Детальная оценка всех аспектов когнитивных функций, включая зрительное восприятие, зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление. Оценка состояния различных видов чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами), письма, счета.
- Логопедическое обследование: Оценка состояния устной речи (при наличии афазии), анализ ошибок при чтении, выявление специфических трудностей в распознавании звуков и букв, анализе звукового состава слова.
- Нейровизуализация: Обязательно проводится для выявления локализации и характера поражения головного мозга.
- МРТ или КТ головного мозга: Позволяют визуализировать очаги инсульта, опухоли, последствия травм.
- ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография): Может использоваться для оценки метаболической активности различных зон мозга.
Комплексное обследование позволяет поставить точный диагноз алексии, определить ее форму, механизм нарушения и разработать индивидуальную программу коррекционной работы.
Коррекция
Коррекция алексии является длительным, сложным и систематическим процессом, требующим терпения и настойчивости как со стороны пациента, так и со стороны специалистов (логопеда, нейропсихолога). Цель коррекции – восстановление или формирование навыков чтения, компенсация нарушенных функций и адаптация пациента.
Направления коррекционной работы:
- Восстановление зрительного восприятия букв и слов: Используются различные методики, направленные на развитие способности узнавать буквы, отличать их от похожих, воспринимать слово как целостный зрительный образ. Применяются мультисенсорные подходы (зрение, слух, осязание, движение).
- Формирование связи "звук-буква": Работа над соотнесением зрительного образа буквы с соответствующим звуком. Упражнения на звукобуквенный анализ и синтез.
- Развитие навыков чтения:
- При побуквенном чтении: тренировка слияния звуков в слоги, слогов в слова.
- При чтении по слогам: тренировка целостного восприятия слова.
- Развитие скорости и плавности чтения.
- Работа над пониманием прочитанного: Упражнения на понимание значения отдельных слов, смысла предложений и текстов. Использование наглядности, пересказ прочитанного.
- Развитие высших психических функций: Специальные упражнения с нейропсихологом для улучшения внимания, памяти, зрительно-пространственных функций, которые необходимы для чтения.
- Использование компенсаторных стратегий: При необходимости обучение использованию альтернативных стратегий чтения или вспомогательных средств.
Коррекционная работа при алексии у взрослых часто проводится параллельно с реабилитацией других нарушенных функций (например, при афазии или двигательных нарушениях после инсульта). Важную роль играет активное участие родственников в процессе реабилитации.
Прогноз и профилактика
Прогноз восстановления навыка чтения при алексии вариабелен. Он зависит от множества факторов: причины и обширности поражения головного мозга, локализации очага, возраста пациента, времени, прошедшего с момента повреждения, интенсивности и систематичности коррекционной работы, а также наличия сопутствующих неврологических и когнитивных нарушений.
Приобретенная алексия, возникшая после острого состояния (инсульт, травма) у относительно молодых пациентов при своевременном начале и интенсивной реабилитации, имеет более благоприятный прогноз по сравнению с алексией, вызванной прогрессирующими заболеваниями или обширными поражениями мозга. Полное восстановление навыка чтения до преморбидного уровня возможно не всегда, особенно при тяжелых формах. Часто остаются остаточные трудности (например, послоговое чтение). Однако даже частичное восстановление навыка чтения значительно улучшает качество жизни пациента и его возможности в реабилитации и социальной адаптации.
Прогноз при врожденной алексии (тяжелая дислексия) также вариабелен и зависит от тяжести нарушения и качества специальной педагогической и логопедической помощи.
Специфическая первичная профилактика приобретенной алексии сводится к минимизации риска развития заболеваний и состояний, которые могут привести к поражению головного мозга:
- Профилактика инсультов: Контроль артериального давления, уровня холестерина и сахара в крови, отказ от курения, здоровый образ жизни.
- Профилактика черепно-мозговых травм: Соблюдение правил безопасности.
- Своевременная диагностика и лечение опухолей головного мозга.
- Профилактика и лечение нейроинфекций.
Для профилактики врожденной алексии важна забота о здоровье матери во время беременности и обеспечение благоприятных условий для развития ребенка в раннем возрасте, а также раннее выявление трудностей с чтением у детей (признаков дислексии) и своевременное начало коррекционной работы с логопедом.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что такое алексия?
Алексия – это когда человек не может читать и понимать написанное, хотя хорошо видит и имеет нормальный интеллект. Это связано с проблемой в мозге.
В чем причина алексии?
Обычно это происходит из-за повреждения определенных участков мозга после инсульта, травмы, опухоли или инфекции.
Алексия – это то же самое, что дислексия?
Дислексия – это трудности с обучением чтению у детей. Алексия – это либо очень тяжелая форма дислексии, либо потеря способности читать у взрослого, который раньше читал.
Какие симптомы у алексии?
Главное – человек не может узнавать буквы, складывать их в слова и понимать смысл прочитанного. Могут быть и другие проблемы, например, с письмом или счетом.
Как диагностируют алексию?
Врачи (невролог, нейропсихолог) и логопед проводят специальные тесты на чтение и другие навыки. Обязательно делают МРТ мозга, чтобы увидеть повреждение.
Можно ли научиться читать снова при алексии?
Во многих случаях можно значительно улучшить навык чтения с помощью специальных занятий с логопедом и нейропсихологом. Полное восстановление зависит от тяжести повреждения.
Как долго длится лечение?
Коррекция алексии – это длительный процесс, который может занимать много месяцев или лет и требует регулярных занятий.
Что могут сделать близкие, чтобы помочь?
Поддерживать человека, помогать ему выполнять упражнения дома, быть терпеливыми и создавать условия для занятий.
Можно ли предотвратить алексию?
Не всегда, но можно снизить риск, занимаясь профилактикой заболеваний, которые повреждают мозг (например, контролировать давление, избегать травм).
Отказ от ответственности
Информация, представленная в данной статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является медицинским советом. Она не может заменить консультацию, обследование и назначение лечения квалифицированным медицинским специалистом. При появлении любых симптомов заболевания необходимо обратиться к врачу.